Выступление Андрея Маслака(Aviasales). Почему лучшее — враг хорошего

На конференции Target Summit Андрей Маслак (Mobile Product Manager Aviasales ) рассказал, чем опасно упрощение интерфейса и как правильно улучшать приложение

Aviasales — крупнейший в Рунете метапоиск авиабилетов по 728 авиакомпаниям.

В конце 2017 года компании Aviasales исполнилось десять лет. Мобильное приложение существовало не с самого начала, релиз состоялся только в 2012 году. Для мобильной индустрии пять лет — это очень долгий срок. Конечно, в какой-то момент при таком состоявшемся продукте его надо переосмыслять. Если говорить про обычный план разработки продукта, он содержит несколько стадий: планирование, дизайн, разработка, тестирование и релиз. Конечно же, у различных продуктов они могут варьироваться, но в целом это одинаково.

В реальной жизни план разработки выглядит иначе: постоянно добавляются какие-то фичи, специфичные для продукта, а после выходит новая версия операционной системы iOS или Android. Тогда разработчикам нужно подержать новые возможности, и они возвращаются к фичам, специфичным для продукта. Во всем этом цикле очень легко забыть о том, что в схеме на этапе планирования не обязательно что-то добавлять.

Новаторство и перегрузка

В конце ноября 2015 года компания зарелизила версию Aviasales iOS 40, это был крупный риск. Было создано много новаторских решений. Так, к примеру, появилось уведомление об  изменении цены на билет, которого раньше не было ни у одной компании. Так как Aviasales — это поиск билетов, компания заинтересована в доступе к билетам с максимально низкой ценой. Но обычно клиентов не интересует самый дешевый билет в результатах поиска, потому что с большой вероятностью придется делать очень длинные пересадки, или длительность перелета будет непозволительно долгой.  Естественно, что аудитория начинает пролистывать выдачу дальше, подбирая для себя  более удобные варианты. Так компания поняла, что пользователи не всегда ищут  самый дешевый билет, поэтому сделали уведомление об изменении цены на  конкретные предложения. Андрей признается, что, хотя это звучит просто, команда проделала огромную работу.

Также Aviasales добавили много возможностей, переделали голосовой поиск. В тот момент разработчики поняли, что добавлять новые особенности больше нельзя, так как sidebar был полон. Андрей признается, что команда боялась создать перегруженный интерфейс. В таком приложении обычному пользователю очень сложно найти тот или иной раздел, потому  частота использования дополнительных возможностей ниже, чем могла бы быть.

Чтобы решить проблему, команда попыталась добавить объясняющие карточки на экран ожидания поиска. Пока приложение подбирает билеты, аудитория может  ознакомиться с новыми возможностями и разделами. Спикер уверен, что объявления об обновлениях стоит добавлять не одновременно в одном месте, а разместить в пределах основного пути пользователя в приложений. К примеру, для Aviasales  это поиск, результаты поиска, билет и покупка.

Два основных кейса и главная ошибка

В какой-то момент команда определила два основных сценария пользователей в использовании приложения. Причем со временем аудитория может переходить из одной группы в другую. Первый кейс — когда пользователю нужны конкретные билеты, он знает, когда и куда хочет отправиться. Второй кейс — когда клиент сам не понимает, что ищет, но у него есть желание куда-то купить билеты. Чтобы разгрузить приложение, команда решила создать для второй группы отдельный продукт.

Компания анализировала плюсы и минусы такого подхода  к упрощению интерфейса. Андрей рассказывает, что к преимуществам команда отнесла избавление от  перегруженности интерфейса, логическое разделение фич, также это стало неким повышением бренда за счет большего количества приложений в сторе и новых инфоповодов. Однако, к сожалению, минусов такого подхода оказалось больше. Это еще одно предложение, которое нужно поддерживать, что требует дополнительных ресурсов. Также это дополнительные маркетинговые расходы, так как невозможно просто привести пользователей из одного приложения, пригласив в другое, все равно приходится привлекать дополнительный трафик.

Команда переживала, что приложение, специализирующееся на покупке конкретных билетов, будет иметь проблемы с проблемы с ретеншеном, возвращением  пользователя. Для мобильного продукта это было бы очень критично. Также спикер рассказывает, что компания ожидала падения рэнкингов в сторе, как это случилось с foursquere после разделения. Тогда аудитория была крайне недовольна и  оставляла  негативные оценки, что также влияет на ранжирование в поисковой выдаче по ключевым запросам.

Решение проблемы

Когда минусы стали очевидно перевешивать плюсы, компания поняла, что стоило подождать с разделением и сосредоточиться на работе с основной воронкой приложения. Тогда компания задумалась, какие еще возможности существуют. Конечно, можно было просто убрать что-то из приложения, потому что иногда это лучший выход. К примеру, аудитории вряд ли нужна начитка рейса.Но Aviasales хотели сохранить целостность приложения, поэтому компания решила сделать все существующие  разделы легкодоступными для пользователя, сократив дробление на мелкие разделы. В новой версии 5.0 главным нововведением стал переход от sidebar к tapbar. Все варианты поиска вынесли на основной экран, туда же добавили историю поисков. Aviasales выделили избранное и карту цен в отдельные разделы, все остальное разместили в профиле пользователя. Как можно догадаться, использование сложного поиска, а также перехода в избранное и карту цен возросли.

В новой версии 5.1 компания планирует добавить новую возможность: раздел “Путешествия”. В приложении уже давно появилась карта цен, пользователи просили добавить гибкие подписки, когда нет уверенности в датах или может быть даже в  направлении. Aviasales задумались о том, чтобы добавить раздел со специальными предложениями авиакомпаний, которые люди тоже просили. Если бы в приложении все сделали так, как планировалось изначально, появилось бы еще два новых  раздела, что привело бы к еще большей перегруженности  интерфейса. Но если задуматься, три эти пункта помогают исследовать возможности направления, куда посетитель планирует полететь.

Поэтому компания объединила три раздела в один. Пользователь должен задать некий набор фильтров: место вылета, примерный список направлений и приблизительные даты. В результате клиент получает список всех возможных направлений с датами и ценами. Таким образом, раздел объединяет в себе все, о чем сейчас только могут мечтать путешественники. Благодаря такому решению у компании появилась единая точка входа для этой  категории пользователей и информации для них.

Aviasales на этом не останавливается и начинает работать над следующим релизом. Спикер считает, что очень важно постоянно совершенствовать продукт, так как всегда есть возможности его улучшить. Также не стоит забывать, что разделы приложения, возможности, которые предоставляются пользователям, не должны быть от них скрыты. Аудитория не должна тратить время на поиски каких-то функций. Спикер уверен, что лучше что-то совершенно совершенно выкинуть из приложения, чем выделять в отдельное приложение. Очень важно постоянно добавлять новые разделы, фичи, главный сценарий использования приложения также должен совершенствовался, чтобы приносить больше прибыли.

Leave your vote

153 points
Upvote Downvote

Total votes: 1

Upvotes: 1

Upvotes percentage: 100.000000%

Downvotes: 0

Downvotes percentage: 0.000000%

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *